Поиграйте дома

    Здравствуйте, друзья. Я конечно ничего нового Вам не открою, предложив поиграть с ребенком. Но, я постараюсь облегчить ваш труд и предложить подборку речевых игр. Почему речевых? Потому что,это проблема наиболее актуальна для детей в возрасте 4-5 лет.
     Можно в процессе игры автоматизировать звуки, подправить звукопроизношение. Играйте на здоровье, говорите правильно!
 «Громко — шепотом»
Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
«Какое что бывает?»
Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
Взрослый спрашивает "- Расскажи, что бывает..."
зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
широким — река, дорога, лента, улица …
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
Игры на развитие артикуляционной моторики:
• Птенчик (открывать-закрывать рот)
• Достань нос язычком
• Поймай шарик (на шнурке небольшой шарик, который нужно достать зубами, губами, языком)
• Лягушка (узким языком широко открыть рот и «поймать комара»)
• Зеркало (друг против друга: движения челюстью вправо-влево, вверх-вниз, язык вверх-вниз, щеки надуть-сдуть)
• Зебра (улыбка, оголяем верхние зубы, затем нижние зубы)
• Обезьянки (строим друг другу гримасы: оттопырить нижнюю губу, шлепаем нижней губой по верхней губе)
• Заяц (покусать нижнюю губу)
• Веселый клоун (Беззвучно удерживаем улыбку «И»5-10сек)
• Грустный клоун (беззвучно «У» 5-10сек)
• Веселый и грустный клоун (чередуем «И-У»)
• Почистим нижние зубки (языком возим из стороны в сторону по нижним зубкам)
• Киска сердится (кончик языка прижать к нижним зубам, боковые края языка поднять к верхним коренным зубам)
• Золушка (языком почистить стенки-щеки)
• Воздушный футбол (дуем на кончик язычка и произносим ффф, следим, чтобы дуть не надувая щек)
• Вкусное варенье (облизываем губы)
• Подуй на нос
• Маляр (возим широким языком по небу)
• Дятел (кончиком языка стучим по альвеолам за верхними зубками)
• Лошадка (цокаем язычком)
Развитие фонематического слуха
• Угадай, кто это? (узнаем по голосу ребенка)
• Красный-белый (поднять красный кружок, если услышит заданный звук и белый – если звука нет)
• Кто больше слов придумает на заданный звук (слог)
• Повторялки (са-са-сы, сы-са-са)
• Ты начни, а я закончу (са-са-са – на цветке сидит (оса)
• Загадки с рифмованной отгадкой
• Выбери слово (выбрать из стихотворения все слова со звуком С)
• Закончи слово слогом (ко (са, ли (са)
• Сделай мягким (са-ся, со-сё, су-сю, сы-си, сэ-се)
• Подарки для Сони и Зои (у Сони все слова со звуком С: самолет, собачка, а у Зои все слова со звуком З:зайка, зонт, зубная щетка)
• Кто больше слов придумает (придумать слова на заданный звук)
• Замени первый звук в слове (тапки-шапки, майка-шайка)
Развитие словаря и совершенствование грамматического строя речи:
• Съедобное - несъедобное (расширение словарного запаса)
• По цепочке (обобщение, назовите овощи – ребенок и взрослый по очереди называют: картофель, капуста, морковь и т. д.)
• Мы не скажем, а покажем ( ребенок и взрослый по очереди показывают движения, а потом  их называют)
• Чего не стало или что взял мишка (10 предметов)
• Новые слова (образование новых слов: конфета - конфетница, конфетный)
• Один – много (ваза-вазы и т. д.)
• Удлиняй слова (куст-кустик, кустовой; дом-домик, домовой, домашний, домище и т. д.)
• Похожие слова (синонимы: врач-доктор, шофер-водитель)
• Назови ласково (мама – мамочка, мамуля, матушка)
• Иностранец (описание предметов для иностранного гостя)
• Добавь слово (На небе туча – На синем небе туча. – на синем небе темная, дождевая туча)
• Урок Мальвины (составление предложений из заданных словосочетаний: лесная ягода – Ребята собрали лесную ягоду и приготовили вкусный пирог)
• Помоги Незнайке (подружи слова в предложении: мама, готовить, пироги, вкусный – мама приготовила вкусные пироги)
• Исправь ошибки Незнайки (Я весь босой; я укладил куклу спать)

Я не являюсь автором этих игр. Эти игры составляли логопеды. Я  подобрала более актуальные игры по возрасту. Удачи!

2 комментария:

  1. Добрый день! Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском саду – это речевое развитие.Но наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из сада, на прогулках. Спасибо за подборку игр!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Петровна! Спасибо за отзыв. Согласно, речь сопровождает человека на протяжении всей его жизни. И чем раньше начать ее развивать, тем лучше.

      Удалить